Система менеджмента качества

Главным условием успешного бизнеса является высококачественная конкурентоспособная продукция и услуги, определяющие качество современной жизни: питание, здравоохранение, образование, жилищные условия, сфера обслуживания и прочее. Эффективность любых услуг определяется внутренними и внешними интересами: потребителей, собственников бизнеса, персонала организации, поставщиков, общества и государства.Это все способствует активному развитию методов управления качеством.

Одна из главных задач увеличения эффективности бизнеса и конкурентоспособности – упорядочение всех направлений деятельности в одну систему управления. К таким системам относится СМК (система менеджмента качества), соответствующая определенным требованиям стандартов международного уровня серии ISO (ИСО) 9000, разработчиком которого является ТС 176 ISO. Действие стандартов ИСО 9001 применимы к любым компаниям и организациям, независимо от размеров и отрасли экономики.

Процесс внедрения системы осуществляется поэтапно:

  1. Определение целей
  2. Формулировка заинтересованности других лиц: потребителей, акционеров, поставщиков, сотрудников компании, общества.
  3. Поиск информации о стандартах ISO 9000: общих материалов, стандартов серии ISO 9000, ISO 9001, ISO 9004, сопроводительной информации. Полезный материал расположен на сайте разработчика ISO. Рекомендуется изучить мировой опыт по применению данных стандартов.
  4. Применение стандартов серии ИСО 9000 к СМК предприятия. Принятие решения о получении сертификата соответствия или выдвижении системы на участии в соискании национальной премии в номинации качества. Для этого следует одновременно с требованиями стандарта ISO 9000 использовать критерии национальной премии в области качества продукции.
  5. Приобретение руководства по главным разделам системы.
  6. Проведение анализа СМК путем самооценки или аудита сторонней организации.
  7. Определение соответствия СМК требованиям раздела ISO 9000 по производственной деятельности, включая вопросы, связанные с потребителями, проектирование и разработкой, закупками, производством, техобслуживанием, контролем мониторингом и измерениями.
  8. Составление планов и графиков по устранению выявленных несоответствий, совершенствованию процессов, выделению ресурсов, распределению ответственности и полномочий исполнителей и их взаимоотношений.
  9. Выполнение графика запланированных мероприятий и их регистрация.
  10. Проведение систематических внутренних аудитов, руководствуясь стандартом ИСО 19011.
  11. Принятие решения о сертификации СМК. Такая необходимость может возникнуть, чтобы удовлетворить потребности договора, рыночные или потребительские требования, регулирующих организаций, чтобы обеспечить управление рисками или определить задачи по развитию предприятия в направлении качества. Если нет – см. п.13. Да – п.12.
  12. Привлечение аккредитованного органа с целью осуществления аудита и последующей выдачей документа, соответствующего требованиям ИСО 9001.
  13. Проведение анализа эффективности и пригодности СМК на предмет соответствия всем требованиям ISO 9004 и продолжение совершенствования бизнеса.

Важным моментом является структура документации СМК, степень сложности которой зависит от размеров организации, компетентности кадрового состава, взаимодействия и сложности процессов.
Как показывает практика, достаточной является взаимосвязанная четырехуровневая структура документации системы менеджмента качества, предусматривающая:

  1. Документы для внутреннего и внешнего пользования.
  2. Документы, описывающие процессы СМК.
  3. Рабочие документы, которые описывают работу, содержание и задания.
  4. Данные и конкретные записи о достигнутых результатах.