Сертификация по ISO 9001

Актуальность сертификации можно описать лаконично: устранение недостатков и подтверждение качественного и эффективного управления соответствующего определенным стандартам всего лишь увеличивают потенциал прибыльности предприятия. Стандарты – это не константы и их перемены можно отслеживать с определенной последовательностью. Пересмотр и обновление стандартов серии ИСО 9000 происходит примерно через каждые 7 лет. Вот ряд стандартов, входящих в серию 9000:

  • ISO 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
  • ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования». Именно им регулируется тот минимум, который предъявлен к системе управления.
  • ISO 9004 «Менеджмент устойчивого развития организации. Подход с точки зрения менеджмента качества». Здесь приводится расширенный перечень требований. Сертификация по данному стандарту не проводится.

Стандарты базируются на 8 общих правилах:

  1. Ориентация на потребителя. Важен постоянный, а не случайный клиент.
  2. Лидерство руководителя. Лидеров не назначают – ими можно только стать в процессе работы и совершенствования.
  3. Вовлечение сотрудников. Эффективность решения задач предприятия прямо пропорционально количеству вовлеченных в процесс решения сотрудников.
  4. Процессный подход. Желаемые результаты будут достигнуты быстрее и качественней, если правильно организовать процессы и их связи.
  5. Системный подход к управлению. Структурные подразделение должны опираться на четкие связи между собой подкрепленные обоюдными договорными обязательствами.
  6. Непрерывное улучшение. Непрерывность контроля качества в компании – это ключевой фактор оптимизации работы. При этом контроль должен затрагивать как должностных лиц, так и структурные отделения.
  7. Принятие решения, которое опирается на фактах. Матрица решений нарастает с количеством выполняемой управленческой работы. Принимаемое решение должно быть и единственным, и обоснованным.
  8. Поставщики – взаимная выгода в отношениях. Отношения с поставщиками – не самая простая задача с точки зрения ее полной постановки. Постоянство и стабильность связей обеспечат долгосрочный выгодный результат.

Порядок проведения сертификации:

В орган по сертификации предоставляется заявка по установленной форме. После рассмотрения заявки, данный орган в установленные сроки дает официальное уведомление о согласии/отказе. В случае отказа указываются мотивированные причины.
Далее между органом и клиентом подписывается договор, после чего оплачиваются услуги. Проводится предварительное оценивание готовности предприятия к сертификации; формируется план, который согласовывается с клиентом.
Сертификационный аудит берет свое начало с аудита документации по качеству.

Сюда входят:

  1. Политику в сфере качества.
  2. Руководство по системе качества.
  3. Документация процессов:
    • Документационный менеджмент.
    • Управление записями.
    • Проведение внутренних проверок.
    • Управление продукцией, которая имеет несоответствия.
    • Действия, направленные на корректировку.
    • Действия на предупреждение.
  4. Стандарты компании или же инструкции рабочего характера.
  5. Список должностных инструкций.
  6. Структурный состав и положения об отделах.

В конце следует проверка отделов и составление акта аудита, где регистрируются все обнаруженные несоответствия. Данные документы отправляют в орган, осуществляющий сертификацию на рассмотрение уполномоченного члена комиссии по сертификации, который не был участником аудита.
Решение о выдаче формируется на основе анализа документов. Выдаче подлежат сертификационные документы:

  1. Сертификат соответствия системы управления качеством (выдается на 3 года).
  2. Разрешение на право использования знака соответствия.
  3. Копия сертификата на иностранном языке.